?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

HIStory – самый личный альбом Майкла Джексона. От пылкой ярости Scream до болезненной ранимости Childhood – эта пластинка, по словам самого Джексона, являлась музыкальной книгой. В ней отразились все бурные эмоции и борьба, пережитые им за предыдущие несколько лет жизни: это был его личный дневник, его холст, его опровержение.

Результат для некоторых оказался слегка резковат. Люди хотели слышать «старого» Майкла Джексона: тёплые весёлые мелодии и текст, приглашающий танцевать. Альбом HIStory явно не соответствовал этим ожиданиям. Звучание его было передовым, он продолжал скрещивать и смешивать жанры, такие как хип-хоп, индастриал-фанк и оркестровый поп. Тематически он демонстрировал сложное эмоциональное состояние Джексона, а не избегал этой темы. Альбом был также обращён вовне и связывал личную боль и ярость Джексона с всеобъемлющими социальными проблемами: погоней за сенсациями в СМИ, материализмом, дискриминацией и отчуждённостью.

И хотя такой подход порой выливается в сырую откровенность и менее коммерчески-успешные песни, нежели в предыдущих дисках, он также, кажется, освобождает Джексона. Результат – самые политически-сильные, эмоционально искренние и художественно выразительные вещи, когда-либо записанные артистом. «Джексон делится нелёгким жизненным опытом и знаниями, от которых становится неуютно, пишет критик-культуролог Армонд Уайт. – В его тоскующем голосе есть место отчаянию и затаённым надеждам каждого из нас». По прошествии времени становится ясно, что хотя большинство критиков не смогли сразу заглянуть дальше биографического контекста и увидеть творческие достижения альбома, HIStory с уверенностью может претендовать на звание самого выдающегося творения Майкла Джексона. Никогда ещё артист не падал так низко и не поднимался так высоко.



HIStory был создан, если можно так выразиться, из культурного изгнания. Хотя Майкл Джексон оставался чрезвычайно популярным артистом по всему миру, к 1995 году он во многом утратил свою привлекательность для США. Страшные обвинения в 1993 году были не единственной причиной заката его влияния. Дело было также в изменении молодёжной культуры и молодёжной моды. Гранжеры во фланелевых рубашках и гангста-рэперы в мешковатых штанах поднимали на смех танцевальную попсу и гуманистические гимны, отторгая кажущуюся неестественность, показной блеск и оптимизм 80-х. Майклу Джексону было уже 37 лет, и новое поколение меломанов знало его больше как предмет бесконечных таблоидных скандалов. В такой обстановке Джексон понимал, что HIStory станет самым сложным альбомом в его карьере.

Изначально планировалось сделать HIStory сборником лучших хитов с несколькими новыми песнями. Однако свежего многообещающего материала было так много, что Джексон быстро передумал в пользу двойного альбома: на одном диске классические хиты, на другом – новые композиции. «На самом деле я очень не хотел выпускать альбом старых песен, - признавался Джексон. – Мне альбомы лучших хитов кажутся скучными. И я хотел продолжать творить». Новая пластинка по его решению, стала бы мощным возражением всем тем, кто объявил его мёртвым. Он хотел создать альбом настолько сильный, разнообразный и смелый, чтобы людям не оставалось ничего другого, кроме как признать его.

HIStory был завершён весной 1995 года. В обложке альбома с изображением статуи и в сопроводительной рекламной кампании (имеется в виду тизер), конечно, чувствуется определённая дерзость. Но для Джексона, карьеру которого после скандала 1993 года объявили конченной, это было заявление протеста в духе Мухаммеда Али («Я – величайший»). Это типичная демонстрация парадокса Майкла Джексона: по словам друзей, как человек он был застенчив, скромен и не слишком много о себе думал; но он знал, как выступать, как устраивать шоу, как прятаться годами, а затем заявить о себе с исполинским размахом. И в рекламной кампании HIStory он сделал именно это. Всего лишь год назад критики считали его ничего не значащим. Теперь же он в очередной раз стал главной темой новостей: люди обсуждали его – кто-то негодовал, кто-то был взволнован. Но весь мир знал, что вот-вот выйдет его новый альбом.

Всего лишь за шесть недель HIStory был продан тиражом почти 8 миллионов копий (16 миллионов дисков) по всему миру. Однако, несмотря на коммерческий успех (и, что важнее, качество материала), HIStory не снискал восторга критиков: они вполне предсказуемо интерпретировали его только сквозь призму Майкла Джексона – медийной карикатуры. Например, Джон Парелес из “New York Times” воспользовался возможностью, чтобы ещё раз порассуждать о странности Джексона: «Он больше уже не пытается притвориться нормальным. В своих новых песнях он одержим паранойей и уклончив, он изображает из себя мессию, он мелочен, мстителен и слезлив. Сравнивая себя с Джоном Ф. Кеннеди И Иисусом Христом, он выглядит мегаломаном, строящим из себя жертву». Парелес, правда, признаёт, что Джексон «остаётся одним из самых одарённых музыкантов в мире». Но это лишь мелкая ремарка на фоне общего пренебрежительного тона. Или Джим Фарьер из “Daily News” окрестил альбом «заурядным нытьём Джексона о том, как с ним якобы несправедливо обошлись». В своём уничижительно-снисходительном обзоре он пишет «В одиннадцати из пятнадцати новых песен HIStory певец использует музыку как воздаяние целому миру обвинителей». В большинстве своём профессиональные критики середины девяностых, казалось, совершенно не увидели разительную художественную эволюцию, которую представлял собой HIStory.

«HIStory – особенный альбом, - отмечает Армонд Уайт (автор книги “Keep Moving: The Michael Jackson Chronicles”), - потому что такой значимый человек, как Джексон, посмел объявить о болезни социума столь изумительно. В песнях вроде They don’t care about us и Scream Джексон доводит до общественного сознания тему дискомфорта жизни в Америке и весь чрезвычайно серьёзный вопрос об утраченной человечности нашей нации… Примитивны жалобы критиков на то, что гнев в HIStory мотивирован личными причинами, - разумеется это так. Но важно то, что Джексон расширяет его, выводит за рамки бесконтрольной ярости в контекст национального универсального увечья». Именно эта связь между личными, социальными и универсальными темами делают HIStory актуальным и интересным альбомом даже десятилетия спустя.

Что касается звучания, то здесь HIStory установил новый стандарт создания и записи альбомов. «Сколько бы внимания ни уделялось шумихе вокруг альбома, едва ли возможно игнорировать его потрясающее исполнение и мастерство, с которым в этом проект были привнесены самые разнообразные музыкальные ресурсы, - пишет Дэниэл Свини (“An Incredible New Sound For Engineers”, ASC, июнь 1995). – Там, где большая часть популярной музыки обходится лишь жиденькой живой инструментовкой, разбавленной синтезаторами, HIStory объединяет известнейших музыкантов и продюсеров, таких, как Слэш, Стив Поркаро, Джимми Джем, Найл Роджерс да ещё полный симфонический оркестр из 60 инструментов, несколько хоров, включая хор певцов Андрэ Крауча, звёздных вокалистов Джанет Джексон и Boyz II Men и аранжировки в стиле Куинси Джонса и Джереми Лаббока.Одно только богатство инструментовки и вокала являются беспрецедентным в истории популярной музыки… Последние записи Майкла Джексона несут в себе отчётливое ощущение глубокого пространства – то, что за неимением подходящих слов можно было бы назвать «залом звука».

Такие результаты, разумеется, были продуктом деятельности чрезвычайно талантливой творческой команды. Однако, её движущей силой оставался Джексон. «Мне кажется, немногим людям хватило бы терпения и трудовой этики, чтобы создать записи, которые создал Майкл, - говорит ассистент звукорежиссёра Роб Хоффман. – У нас никогда больше не будет таких бюджетов – уж это точно… Это была постоянная гонка за «звуками, которые ухо человека ещё не слышало».

Критики также указывали на то, что альбом перегружен «злыми» песнями. Однако этот аргумент был более актуален в 1995 году, когда любая песня Джексона интерпретировалась сквозь призму его личной жизни, нежели сегодня. Как и поздние работы Джона Леннона, HIStory был призван показать эмоциональную бурю жизни. В потоке сильных и разнообразных эмоций наружу выходит всё: иногда гнев, иногда ранимость, иногда боль, иногда радость и триумф, а иногда – дерзость и откровенная прямота.

Оценить HIStory сложнее, чем другие альбомы Джексона, но сумевшие оценить его по достоинству будут вознаграждены. Лучшие вещи этого альбома не уступают шедеврам Джексона времён Thriller. Помимо блестящей вступительной тройки (Scream, They don’t care about us и Stranger in Moscow), песни Earth Song, Little Susie и Smile смело можно поместить в число самых прекрасных музыкальных достижений Джексона. Ни одну из них нельзя назвать поп-песней в традиционном смысле, и в каждой есть нечто уникальное, мощное и вечное.

Несомненно, HIStory - также самый политический альбом Джексона. Он исследует темы дискриминации (They don’t care about us), манипуляций СМИ (Tabloid Junkie, Scream), безудержного материализма (Money), системной коррупции (D.S.) и ухудшающейся экологии (Earth Song). Если Off the Wall предлагал блаженное забытьё и освобождение в музыке и танце, то HIStory – это зрелая работа, заставляющая слушателей посмотреть в лицо неприятной реальности окружающего мира.

Уникальная смесь звуков, стилей и тем в HIStory создала альбом, который сложно сравнивать с чем-либо, в особенности с дисками того же десятилетия. Вероятно, самой уместной паралелью HIStory является шедевр 1997 года OK Computer команды Radiohead, который также затрагивал проблемы отчуждённости, отчаяния, жадности, апатии и социального произвола. Погружаться в каждый из этих альбомов – всё равно, что смотреть в тёмное зеркало. Открытого и внимательного слушателя это прослушивание оставит взволнованным, просвещённым и изменённым.

На сегодняшний день HIStory, проданный тиражом более 20 миллионов копий (40 миллионов дисков), является самым успешным двойным альбомом в истории. Однако, он по-прежнему относительно мало известен, и его артистические достижения остаются непризнанными (особенно в США). Наряду с Dangerous этот альбом, несомненно, будет существенно переоценен и открыт заново в будущем.

Д.Вогель "Человек в музыке. Творческая жизнь Майкла Джексона"

Разделы

Разработано LiveJournal.com