?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Окончание. Начало:

1-я часть - здесь (кликабельно)
2-я часть - здесь (кликабельно)

Исполнение: выход в реальность...

Особого внимания в 2000 Watts заслуживают голос и выразительность исполнения 2000 Watts.

Слава Богу, Вогель нам уже написал о том, что голос Майкла в этой песне, вопреки подозрениям музыкальных критиков и слушателей НЕ БЫЛ ИЗМЕНЕН НИКАКИМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ. Это его собственный голос. Об этом сказали Вогелю как минимум два человека, работавшие с Майклом Джексоном в записи этой песни: Тедди Райли и звукорежиссер Стюарт Броули. Если честно, мне было даже смешно читать предположения о том, что голос Майкла здесь был изменён. Вполне слышно, что он поёт СВОИМ голосом, хоть и низко. Этот тембр можно услышать ещё в Визе (когда не было всяких модных синтезаторов голоса).

В песне You can't win - в самом её окончании слышен переход Майкла между регистрами и резкое изменение тембра. Следует обратить особое внимание на то, что там ещё голос юноши, а не мужа.

Послушайте этот фрагмент, начиная с длительности 3 минуты:



Да, 2000 Watts Майкл поёт не в своей тесситуре, непривычным для нас "слишком мужским" (а не мальчишеским) тембром, как будто уже только этим (вместе со стуком из вступления) "вышвыривая" слушателя в реальность после нежности Speechless .


Но вместе с тембром изменяется и настроение. Послушайте, с какой болью исполняется песня. Об этом невозможно написать - это надо УСЛЫШАТЬ. Эта выразительность исполнения идёт резким контрастом на фоне сексуально-кайфовых охах и вздохах Тедди Райли "за кадром", только усиливая восприятие боли рассказчика - того самого параметра, выраженного лаконичным 8 om.



Таким образом - и тембром, и исполнением и даже фоновыми эффектами, только подчеркивающими боль, Майкл словно обращается к слушателю с мыслью о том, что "это не лирика и не фантазия, к которой вы привыкли. Это моя жизнь - такая, какая она есть, без рюшей и украшений..."


------------------------------------------------------------------------------

Музыка: ещё немного о минимализме и цикличности

Как уже было написано выше, в аккомпанементе мы имеем "петлю" - аккордово-ритмический сэмпл, который начинается во вступлении и продолжается на протяжении всей песни в виде замкнутого контура-цикла. Кроме того на протяжении практически всей песни на "заднем фоне" мы слышим тот самый речитативный канон из вступления, повторяющий одно и то же "2000 Watts". И снова мы вспоминаем термин "минимализм".

Термин "минимализм" относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение (часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени)... акцент на консонантной гармонии, устойчивый ритм. Минималистская музыка часто приобретает медитативный характер.

В 2000 Watts, как было сказано выше, данная консонантная гармония при воздействии на слушателя приобретает эффект диссонанса, за счет того, что выражена она квартсектаккордами - см. главу о вступлении.

По моему глубокому убеждению вся эта цикличность и повторения (кстати, прерванные на некоторое время в бридже) призвана для того, чтобы "погрузить" слушателя в некое медитативное состоянии, проще говоря - ввести в гипнотический транс. К слову - этой техникой пользовались/пользуются шаманы для исцеления человеческих тел и душ...

Спрашивается: зачем нужно погружение в транс? К чему этот нестандартный метод выразительности?

-------------------------------------------------------------------------------------------
Из книги: The Michael Jackson Tapes: A Tragic Icon Reveals His Soul In Intimate Conversation - by Rabbi Shmuley Boteach - разговоры записаны приблизительно в 1999-2001 гг.

Шмулей Ботиак: Чувствуешь ли ты, что Бог дал тебе больше, чем просто музыкальный талант?
Майкл Джексон: Да, несомненно.
Шмулей Ботиак:... Тебе дана какая-то сила, и тебе нужно определиться, чего ты хочешь достичь с её помощью, как ты собираешься её использовать для Бога и людей? И это должно касаться не только тебя. Это должно быть целью, благородной, возвышающейся над просто развлечением людей. Видишь ли ты себя в такой ипостаси? Ты чувствуешь, что Бог дал тебе определённый дар исцеления?
Майкл Джексон: Да
Шмулей Ботиак: Ты получаешь удовольствие от выступлений и занятий музыкой?
Майкл Джексон: Да. Я люблю этим заниматься. Если б это не доставляло удовольствие, я бы этим не занимался. Я занимаюсь этим, потому что по-настоящему это люблю. Нет большего счастья, чем танцевать и выступать на сцене. Это как прославление. И когда ты достигаешь такого состояния, в которое погружаются многие артисты, когда они становятся одним с музыкой, с аудиторией, - когда ты входишь в это состояние, ты как бы погружаешься в транс, вы с аудиторией как бы перенимаете свойства друг друга. Вы начинаете отображать друг друга, чувствовать, что будет в следующий момент. Нужно знать, куда ты направляешь эту силу, и откликаться. Это как игра в пинг-понг. Это как перелёт птиц, и все в стае знают, куда они летят. Или как косяки рыб. Они общаются телепатически, они все на одной волне. То же самое происходит, когда ты на сцене: ты единое целое с музыкантами, с танцем, с музыкой, и ты как бы в трансе. Господи, и все эти люди – они как будто у тебя на ладони. Это невероятно. Чувствуешь, как эта сила тебя трансформирует.
Шмулей Ботиак: Что это за сила, которая даёт тебе такие ощущения? Это божественное?
Майкл Джексон: Это божественно, это чисто, это откровение. Я не хочу, чтобы это звучало с каким-то религиозным оттенком, но эта энергия божественна. Кто-то называет это духом, как чьё-то присутствие наполняет помещение. Кто-то рассуждает об этом более приземлённо. Религии часто принижают значение этого, потому что они говорят об этом как о чём-то демоническом, культовом, дьявольском. Это не то. Это от Бога. Это чистая богоподобная энергия. В ней чувствуется божественный свет. Иногда я выступаю – как на 25-летнем юбилее «Мотаун» - или исполняю «Billie Jean», или когда я впервые показал «лунную походку», публика кричала. Я делаю всего маленький шажок - и все кричат, ты взмахиваешь рукой – и все «Аааааа!», что бы ты ни делал. Я просто погружаюсь в транс от всего этого. Такое впечатление, что я это всё только чувствую, а не слышу. Я отрешаюсь от всего. Когда песня заканчивается, и ты открываешь глаза, видишь реакцию зала, и удивляешься, потому что ты был в другом мире. Я был там в тот момент, в момент работы.


-----------------------------------------------------------------------------------

А что же с самой мелодией песни? Критики хвалили 2000Watts за ритмическую обработку, однако ругали и "опускали" за мелодико-гармоническую часть. Ну да, как уже было написано выше, песня построена в духе минимализма - на нескольких аккордах, в одной тональности без модуляций и кульминации. Мелодия же... не мелодия, а одно название - обрывки музыкальных фраз:

Вот по сути вся мелодия песни:


мало того, что мелодии как таковой по сути нет (она явно "ущербная" с музыкальной точки зрения), так ещё и одно и то же - что в припеве, что в куплете... Почему и зачем Майкл сделал этот "мелодический огрызок", недалеко ушедший от речитатива, в общем имеющий в своём составе шесть одних и тех же нот? Что он хотел этим сказать, сделав такое со своей "героической симфонией"? Можно, конечно, объяснить всё тем же минимализмом для "выражения невыразимого", но... Надо же применить 3D-очки...

Возможно, этим тоже было что-то сказано?

------------------------------------------------------------------------------------
"Moonwalk" by Michael Jackson - 1988

... песня "She's out of my life" слишком глубоко окутала меня. Поэтому - и это правдивая история - я плакал в конце каждой записи, потому что слова вдруг возымели очень сильный эффект на меня. Я позволил стольким чувствам накопиться внутри... Мне был двадцать один год, и будучи очень богатым с одной стороны, я чувствовал себя нищим с точки зрения истинной радости жизни. Иногда мне кажется, что мой жизненный опыт напоминает отражение в кривом зеркале — распухший с одной стороны и усохший до предела с другой...

------------------------------------------------------------------------------------

Цикличность и выбранная гармония сэмпла в трэке нарушаются только дважды: первый раз - слегка, на словах "3D" после припева в начале второго куплета и второй раз во время бриджа (о котором мы поговорим чуть позже)...

Что же происходит с песней при первом сбое цикла?


Аккорды аккомпанемента, до этого спокойно и размеренно сопровождавшие мелодию (см. синий контур) как-будто сходят с ума и истерично лезут вверх по полутонам (см. красный контур)... Мелодия в свою очередь "заикается" на одной ноте. Песня на короткий промежуток времени сбивается со своего внутреннего ритма. Что это? Ситуация с Чендлерами и истерией прессы по этому поводу?

Тем не менее герою удаётся взять ситуацию под контроль, всё возвращается на круги своя и он продолжает свой рассказ... до появления в песне D-Lo и наступления бриджа...

-----------------------------------------------------------------------------------

Бридж: переход на следующий уровень

Для того, чтобы понять, что происходит в бридже, необходимо понять то, что происходит ДО него. А до бриджа:

1) появляется D-Lo со своей заботой, которая хочет "быть там ради/для" нашего героя;
2) в начале припева Майкл выдавливает из себя с надрывом и болью в голосе "Come on now, baby";
3) после восклицаний героя в виде "yeeeeeh" и "oooooooo" хор заканчивает первое предложение припева: "Be careful what you say don't overload";
3) герой, в качестве согласия с тем, о чём говорится в припеве снова восклицает дважды "yeeeeeeeeeeh" (yeh: сленговое yes/да) и повторяет за хором "real strong";
4) затем поёт вместе с хором: fuse blown, be careful what you say don't overload...

Вот на такой ноте и акцентах цикл в аккомпанементе и мелодия обрываются и наступает интерлюдия (бридж), или, как написано в нотах "breakdown"...

В данном случае так совпало, что не нужно далеко ходить, чтобы понять смысл бриджа, об этом нам всё расскажет словарь:

breakdown (значения слова)
1. спад, кризис, развал, распад
2. ухудшение (здоровья)
3. поломка, авария
4. разборка на части
5. анализ
6. в диэлектрике - пробой (опять же в смысле поломки)

ещё одно интересное значение break down, как фразового глагола - разрыв отношений...

Итак... fuse blown... Предохранитель оплавился, проводник вышел из строя... Вспоминаем декабрь 1995 года коллапс, больницу, и далее - последующий за всем этим разрыв с Пресли...

Сначала мне хотелось бы остановиться на гармонической части бриджа - т.е. на музыке:


Начинаясь в родной тональности g-moll (соль-минор), гармония скользит вверх и с этим восхождением наступает "просветление" гармонии (выделено красным контуром). На самом деле гармония бриджа, несмотря на свою простоту, очень красиво звучит на инструменте (фортепиано). В песне она глушится речитативом - гармония идёт приглушенно + сыграна на синтезаторе, поэтому не очень хорошо слышно красоту. Но попробуйте прислушаться - это действительно красиво. Что хотел Майкл этим передать? То, что чувствовал, пока лежал без сознания? Мы можем только догадываться, наверное... После своего восхождения на октаву, гармония так же плавно нисходит обратно в тонику (земля?), останавливаясь и утверждаясь в выбранной тональности... И снова начинается цикл - та же петля и та же мелодия припева...

Речитатив бриджа:

Райли: We now... after that... to take you to the next level (некоторые слова провалены) - Теперь мы... после этого... чтобы взять/перенести тебя на следующий уровень (кто-то слышит/услышал "We now prepare to take you to the next level" / Сейчас мы готовимся к тому, чтобы перенести тебя на следующий уровень)

Майкл: yeeeeeeh (да - согласие)
Райли: 2000 Watts... 8 Oms...
Майкл: All right now... (теперь все в порядке / хорошо, я согласен)
Райли:... 200 Volts
Майкл: Are you ready? (ты готов?)
Райли: ... Voltage! (электрическое напряжение [включено])
Майкл: Dance! / Танцуй!

----------------------------------------------------------------------------
Сообщение на автоответчике Дитеру Вейцнеру:
"Они вонзают в мое тело иголки, чтобы я мог танцевать на следующий день, но я никогда больше не буду этого делать" - Майкл Джексон
----------------------------------------------------------------------------

Окончание 2000 Watts: ОН ЗНАЛ?

И песня встаёт на "круги своя", т.е. на свой цикл - на свою петлю. Песня будто начинается вновь. Повторяется тема из вступления: 2000 Watts каноном восемь раз, но на этот раз с репликами героя, словно обрывки воспоминаний:

What?...
Dolby...
What?...
3D (несколько раз)

Дальше речитативным каноном на заднике полностью повторяется второй куплет, в котором Майкл "дотянулся" до своей цели, начал восхождение к своему пику и встретил D-Lo.

На D-Lo песню снова начинает глючить, однако не затрагивая основу музыки трэка, т.е. цикличность сэмпла: слышна только "зацикленность" на D-Lo героя, который несколько раз с акцентирует внимание слушателя на словах D-Lo и highpost, однако на этот раз несколько по-другому:

Compact Майклом произносится как Come up / Поднимайся!;
sleello Майклом повторяется как Stand / Стой!

и снова вспоминается Scream с его:

Kickin’ me down / Меня сбивают с ног
I got to get up / я должен встать


Герой заставляет себя подняться.

а затем трижды повторяет Come on, словно принимая вызов судьбы, но на этот раз намереваясь выйти победителем...

Работа "системы" налаживается, она приходит в полную норму: кроме восстановления цикла восстанавливается мелодикой-гармоническая часть - начинается припев, во время которого на фоне хора Майкл несколько раз (трижды) повторяет, а вернее пытается до кого-то докричаться:

don't you overload?!!... baby!!!..

но нет ему ответа... Песня равнодушно продолжается дальше, вновь повторяя и повторяя "петлю"... Будто подчиняясь своей судьбе, герой заканчивает вместе с хором очередное предложение припева:

be careful what you say don't overload now..., но уже без перегорания предохранителя...

Дальше в песне складывается ситуация, чем-то очень похожая на то, что произошло во время подготовки This is It.

Раздаётся приказ, властно произнесенный Майклом:

Dance!

он сам же и отвечает на этот приказ (опять пытаясь до кого-то докричаться, как в лесу):

don't you overload?!!! baby!!!...

но в ответ ему раздаётся лишь бездушный механический голос, который ему отвечает:

One / Один (это даже не английское alone, а автоматическо-роботизированное one...)

как бы подтверждая то, что кричи - не кричи, всё равно никто не слышит. "Ты один"...

пауза (тишина) - сбой внутреннего ритма песни... полная, хоть и короткая остановка ВСЕХ звуков трэка...

А затем, длинное, нисходящее (падающее) синтезированное глиссандо, после чего остаётся только ритмическая "петля", которая делает ещё 4 постепенно затихающих цикла. Аккорды в звуках ударных, бьющих наотмашь басов просто теряются, их не слышно - их просто нет. Концовка песни полностью "автоматизирована" - в ней нет ни одного "живого" звука, который можно было бы назвать музыкой - только синтезированный басовый ритм, мерно отбивающий внутренний затухающий цикл песни и чем-то отдаленно напоминающий стук сердца, перемежающийся со "стуком судьбы" в конце каждого цикла. И этот цикл постепенно становится всё тише и тише. В четвертой петле ритм обрывается не дотягивая до конца петли ровно два такта...

КОНЕЦ...

Разделы

Разработано LiveJournal.com