?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост




Если бы двери восприятия были чисты,
всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным
Уильям Блэйк

Я не случайно начала разбор темы с конкретного примера одного из самых известных американских исполнителей конца 60-х - начала 70-х годов. Моррисон несомненно гениален, поэтому сопоставление с Майклом Джексоном по каким-то параметрам вполне уместно в данном случае. Однако стоит оговориться: несмотря на свой разбитной образ жизни Моррисон среди своих современников не так уж сильно выделялся своей "оторванностью" или "аморальностью". По сравнению со многими англо-американскими суперстарами (хотя бы по сравнению с английскими Led Zeppelin) Моррисон "нервно курил в сторонке"... Т.е. я хочу подчеркнуть то, что образ жизни Моррисона не был "из ряда вон выходящим" для англо-американских звезд того времени, которые являлись и до сих пор являются "законодателями мод" мирового мейнстрима. Моррисон, будучи гением, являлся полностью "героем своего времени". В качестве дополнительных примеров достаточно вспомнить хотя бы список из клуба 27. Рассуждения об официальных версиях смертей некоторых я опущу, ибо тема слишком глобальна и если её поднять, я никогда не буду в состоянии закончить ту тему, которую начала. Достаточно одного маленького примера с Мерилин Монро, которая по официальной версии умерла от передоза, однако один сотрудник ЦРУ на смертном одре примерно год назад признался в том, что это он её убил.

Кто имел достаточно интереса и любопытства ознакомиться с предложенными в предисловии материалами (включая фильм Оливера Стоуна) уже имеет некоторое представление о духовно-нравственном состоянии американского общества 60-х - 70-х годов, сформированном в том числе не без помощи различных экспериментов американских спецслужб. Один, самый известный из этих экспериментов, о котором вспоминает Стоун в своём фильме - это ЛСД (психотропный наркотик, впервые полученный в 1938 году швейцарским химиком), который вполне легально продавался на территории США и Западной Европы вплоть до начала 70-х годов. Именно под влиянием ЛСД формировалось движение хиппи...


Всё это я очень кратко вспоминаю и напоминаю исключительно для того, чтобы вновь подчеркнуть ту среду, в которой и с которой работал Майкл Джексон, ту среду, которая досталась ему в "наследство" от его предшественников. Это необходимо держать в уме, когда пытаешься понять его творчество, потому что Майкл - особенно в ранних своих работах - обращался прежде всего к американской аудитории. По одну сторону занавеса он вращался в американской артистической среде, пропитанной определёнными настроениями и вполне определёнными моральными устоями (в качестве примера вспоминаем американских 60-ков и 70-ков), по другую сторону занавеса была американская публика, уже "обработанная" вполне определённым образом с помощью того же ЛСД (и не только), с помощью СМИ и с помощью... музыки, которая по своему воздействию на сознание и подсознание аудитории ничем не уступает тем же СМИ, а в некоторых случаях и наркотическим препаратам и которая при умелом использовании может являться весьма мощным инструментом для управления сознанием масс (проще говоря для управления стадом).

В качестве примера не стоит забывать, что англо-американский рок-н-ролл сыграл не последнюю роль в разрушении СССР (основного, крупнейшего и сильнейшего геополитического противника англосаксов).

Вряд ли кому-то придёт в голову сомневаться в полной осведомленности Майкла Джексона насчет того, с кем и с чем он имеет дело, ибо Майкл начал профессионально выступать с пяти лет. Он никогда не приоткрывал эту специфическую особенность своей работы в своих интервью и публичных высказываниях. Отчасти потому, что был очень осторожен. Хотя достаточно рассказов в последней книге Ла Тойи и некоторых высказываний Майкла в опубликованных личных беседах с Ботичем, чтобы иметь какое-то представление о мире, частью которого являлся Майкл в силу своей профессиональной деятельности и призвания, которое (так случилось) он не выбирал:


"Я видел самое худшее - кошмар разложения человеческой души..."

"Сейчас я не люблю клубы. Я прошёл через это когда мне было одиннадцать, восемь, и, возвращаясь назад, девять восемь, семь, шесть лет. Драки, выбрасывание людей на улицу, вопли, крики, полицейские сирены. Наш отец никогда не позволял нам участвовать во всём этом, мы только выступали и уходили. Но иногда, делая это, нам приходилось быть свидетелями какого-нибудь безумия. Я видел многое. Например, леди, которая выступала буквально перед нами, когда Джексон-5 были ещё маленькими: «А сейчас перед вами маленькие Джексон-5», объявляла женщина, которая только что сняла с себя ВСЮ свою одежду, а затем бросила свои трусики в аудиторию, а мужчины ловили их и нюхали. Я всё это видел. Её звали Роза Мария. И она положила эти слова себе на груди, а затем двигала ими и она показала ВСЁ. Поэтому, когда мне исполнилось шестнадцать, семнадцать и ребята говорили мне: «Идём в клуб, потусуемся»… Я мог пойти, но говорил им: «Вы ненормальные?», а они отвечали «Нет, это ТЫ ненормальный. Мы можем снять девочек, выпить…». Но с меня хватило. Я видел и делал это, когда был ребёнком. Сейчас я хочу быть частью того мира и той жизни, которой у меня не было. Возьмите меня в Диснейленд, возьмите меня туда, где есть волшебство..."

Майкл Джексон - из опубликованных личных разговоров с Ботичем,записанных Ботичем на плёнку


А теперь просто задайте сами себе один вопрос: мог ли Майкл Джексон, почувствовав и испытав сам свою власть над толпой и имея перед собой множество историй и живых (и мёртвых) свидетелей, не задаваться порой "интересными" вопросами?

Вопросами из разряда: "может быть всё это не всегда и не просто развлечение" и "может быть эти процессы мейнстрима каким-то образом управляемы не только невидимой рукой рынка" (за которой обычно находится столь же невидимый кулак)?

ОСОБЕННО с учетом того, что задаваться "интересными" вопросами было вполне в его натуре - даже Свидетели Иеговы не смогли его переделать и он часто ставил в тупики своими вопросами старейшин организации. Да и умом Майкл обладал нерядовым. Так что всё располагало - и ум, и наблюдательность, и интуиция, и любознательность (любопытство)... А когда человек задаётся "интересными" вопросами, он пытается (разумеется) найти на них ответы...

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

История Триллера хорошо известна всем поклонникам, но я вкратце её напомню для тех, кто не в курсе. Триллер был первым музыкальным мини-фильмом (клипом) ТАКОГО УРОВНЯ - с полноценной историей, имеющей начало и конец, который транслировался по каналу MTV. Революция была не только в самом мини-фильме, который резко поднял искусство музыкального видео на несколько уровней вверх, а в том, что он был одним из ПЕРВЫХ музыкальных видео черного исполнителя, попавшим на канал MTV (первым было видео Билли Джин того же Джексона из того же альбома)... Он был настолько хорош и популярен в обществе, что канал просто не смог от него отказаться и игнорировать. Таким образом с помощью этого видео Майкл пробил первую из многочисленных казалось бы непреодолимых для черного исполнителя стен. Сейчас это уже является историей...




...как является историей и появление надписи в начале фильма:

"Due to my strong personal convictions, I wish to stress that this film in no way endorses a belief in the occult / Вследствие моих личных сильных убеждений я хочу подчеркнуть, что этот фильм ни в коей мере не поддерживает (не одобряет, не подтверждает) веру в оккультизм"

*** Как всем поведал Бранка: это он - Бранка - спас Триллер от уничтожения расстроенным Майклом Джексоном, которому здорово влетело на очередном собрании Свидетелей Иеговы. Правда это или ложь, нам остаётся только гадать. Лично я в свидетельских показаниях Бранки склонна мягко говоря сомневаться - вообще все эти попытки заполоскать / максимально разбавить и упростить в плохом смысле  творчество Майкла порядком поднадоели. Ибо... Ибо если отбросить в сторону полоскание мозгов от Бранки и сосредоточиться на самом фильме с целью попытки понять ЧТО ИМЕННО хотел здесь сказать Майкл, получается следующее...

1) Мы имеем факт - определённое УТОЧНЕНИЕ от Майкла Джексона всем нам о том, что видео Триллер ни в коей мере не поддерживает (не подтверждает) веру в оккультизм...

2) Однако фильм Триллер имеет вполне ОПРЕДЕЛЁННЫЙ оккультный синопсис - с этим не поспоришь...

3) Но ведь Майкл в своем послании ПОДЧЕРКИВАЕТ что он (перефразируя) этим видео не имел в виду ОККУЛЬТИЗМ...

Что из этого следует?...

Правильно: то, что, видимо, Майкл пытался заявить этим видео нечто ДРУГОЕ.

То, что он не мог заявить ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ (по вполне определённым причинам).

И песня Триллер ИЗНАЧАЛЬНО дала ему возможность по-своему донести ТО, ЧТО он ХОТЕЛ донести людям, имея опыт вращения в среде американского мейнтсрима с пятилетнего возраста (т.е. к тому моменту около 15 лет общего стажа, и около 10 лет стажа в качестве американской суперзвезды).

А значит здесь имеет место быть некое иносказание - аллюзия.

Именно с этой точки зрения я и попытаюсь посмотреть на это целостное произведение (песня + видео для пояснения). Попытаюсь приблизиться к пониманию этой песни так, как её понимал Майкл.

Итак: что же он хотел сказать в своём первом - таком мощном - заявлении?

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Триллер является первой работой Майкла Джексона на тематику ужасов. Обусловлено это было несколькими причинами, одна из которых - бешеная популярность этой тематики в том обществе, где он жил и работал. В частности факт, что Хеллоуин является ГОСУДАРСТВЕННЫМ праздником США уже говорит о многом - по крайней мере о том, что тяга общества к этой тематике ПООЩРЯЕТСЯ государством и о том, что эта тематика раскручивалась с одобрения и ПОДДЕРЖКИ государства (хочу подчеркнуть - даже больше, чем в своё время полусекретные эксперименты с LSD и движением хиппи).

В этом смысле тематика ужасов была действительно беспроигрышным вариантом. И Майкл Джексон, разумеется, это понимал. У канала MTV не было ни единого шанса устоять . Триллер был просто обречен на бешеный успех в американском обществе а также на ОДОБРЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ КРИТИКОВ, что было очень немаловажным на взлёте. И в этом смысле Майкл подошёл к вопросу вполне прагматично. Он подал свою работу в удобной для общества упаковке, но при этом, разумеется (поскольку гений), вложил в неё то, что хотел ОН САМ - некую "подложку".

Ведь не зря же главный герой фильма ОБОРОТЕНЬ grin.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Подробный разбор начнём с текста ибо слова здесь говорят сами за себя. Повторюсь - в данном случае чтобы понять Майкла нужно воспринимать смысл, как аллюзию - иносказание (очень распространённый приём в искусстве). Что немаловажно - на ВСЕХ своих концертах во всех турах (включая несостоявшийся This is it) Майкл исполнял и ПОКАЗЫВАЛ эту песню (!!!) Получается, что эта песня значила для него несколько больше, чем прочие и для него была уровня Wanna Be Startin’ Somethin’, Black or White, They don't care about us, Smooth criminal и Billie Jean. Вряд ли тут дело было только в успешности альбома... И в данном случае авторство значения не имеет - просто вот так вот СОВПАЛО - бывает. Автор своей песней идеально попал в настроение Майкла - в то, что он хотел сказать. Такое бывает даже с нами - слушателями - тогда, когда какая-то песня идеально отражает наше эмоциональное настроение и состояние, наши мысли и чувства. Иначе песни не были бы популярными. Майклу осталось только придать произведению заключительные штрихи - шлифовку.

Здесь он пытается вполне чёткими ОБРАЗАМИ и оборотами речи сказать что-то очень важное... Пояснение (разжёвывание, я бы сказала) последует в видео.

THRILLER ТРИЛЛЕР
It's close to midnight
And something evil's lurking in the dark

Under the moonlight
You see a sight that almost stops your heart

You try to scream
But terror takes the sound before you make it

You start to freeze
As horror looks you right between the eyes,

You're paralyze...
Близится полночь
И что-то злое крадётся во мраке

Под лунным светом
Ты видишь то, что почти останавливает твоё сердце

Ты пытаешься кричать
Но страх отнял звук перед тем, как ты издал его

Ты начинаешь цепенеть
В то время, как ужас смотрит тебе прямо в глаза,

Ты парализован...
CHORUS

'Cause this is thriller, thriller night
And no one's gonna save you
From the beast about strike

You know it's thriller, thriller night
You're fighting for your life inside a killer,
Thriller tonight

ПРИПЕВ

Потому что это триллер, ночь триллера
И никто не собирается спасать тебя
От зверя, готового к атаке

Ты знаешь, что это триллер, ночь триллера
Ты борешься за свою жизнь внутри убийцы,
Сейчас ночь триллера

You hear the door slam
And realize there's nowhere left to run


You feel the cold hand
And wonder if you'll ever see the sun

You close your eyes
And hope that this is just imagination

But all the while
You hear the creature creepin' up behind

You're out of time...
Ты слышишь, как захлопнулась дверь
И понимаешь, что некуда бежать


Ты чувствуешь холодную руку
И думаешь, увидишь ли ты ещё когда-нибудь солнце?

Ты закрываешь глаза
И надеешься, что это всего лишь воображение,

Но всё это время
Ты чувствуешь, как сзади подкрадывается какая-то тварь

Твоё время закончилось...
CHORUS

Cause this is thriller, thriller night
There ain't no second chance
against the thing with forty eyes, girl

You know it's thriller, thriller night
You're fighting for your life inside of killer,
thriller tonight

ПРИПЕВ

Потому что это триллер - ночь триллера
И нет второго шанса
Против сорокоглазой штуки, девочка

Ты знаешь что это триллер, ночь триллера
Ты борешься за свою жизнь внутри убийцы -
Сейчас ночь триллера

BRIDGE

Night creatures call
And the dead start to walk in their masquerade
There's no escapin' the jaws of the alien this time
(They're open wide)
This is the end of your life
БРИДЖ

Ночные твари зовут
И смерть начинает гулять на их маскараде
На этот раз нет спасения от пасти чуждых
(Они широко открыты) -
Это конец твоей жизни
They're out to get you,
There's demons closing in on every side

They will possess you
Unless you change the number on your dial

Now is the time
For you and I to cuddle close together

All through the night
I'll save you from the terror on the screen,

I'll make you see
ОНИ вышли, чтобы поймать/поиметь тебя -
Демоны приближаются со всех сторон

ОНИ овладеют тобой
До того, как ты сменишь номер своего телефона

Сейчас как раз то время, чтобы
Тебе и мне крепко обняться вместе

На протяжении всей этой ночи
Я спасу тебя от этого ужаса, идущего с экрана,

Я заставлю тебя увидеть / Я покажу тебе
CHORUS - 2X

That this is thriller, thriller night (X2)
Girl,
I can thrill you more
than any ghost would dare to try

You know it's thriller, thriller night
So let me hold you tight
And share a killer, dealer, chiller
Thriller here tonight

ПРИПЕВ - дважды

Это триллер - ночь триллера (X2)
Девочка, я могу привести тебя в трепет больше,
Чем любое привидение, которое осмелится попытаться

Ты знаешь, что это триллер, ночь триллера
Так позволь мне обнять тебя крепко
И разделить с тобой убийцу, торговца и мошенника

Сейчас ночь триллера

RECITATIVE

Darkness falls across the land
The midnite hour is close at hand

Creatures crawl in search of blood
To terrorize your's neighbourhood


And whosoever shall be found
Without the soul for getting down
Must stand and face the hounds of hell
And rot inside a corpse's shell


The foulest stench is in the air
The funk of forty thousand years
And grizzy ghouls from every tomb
Are closing in to seal your doom


And though you fight to stay alive
Your body starts to shiver
For no mere mortal can resist
The evil of the thriller

РЕЧИТАТИВ:

Мрак опускается на землю
Близится час полуночи -

Твари ползают в поисках крови
Чтобы терроризировать твой округ


И всякий, кто будет найден
С душой, ушедшей в пятки,
Должен стоять и встретиться  с гончими ада
И гнить внутри оболочки трупа


Гнуснейшее зловоние в воздухе -
Страх сорока тысяч лет
И седовласые упыри из каждого склепа
Приближаются, чтобы опечатать твою погибель


И, хотя ты борешься, чтобы остаться в живых,
Твоё тело охватывает трепет -
Ни один смертный не может устоять
Перед злом триллера...


Здесь слова выставлены в порядке очереди в альбоме. В видео 2 припев и бридж опущены, а слова идут в последовательности: три куплета сразу - речитатив - 1-ый припев - 3-ий припев (дважды).

А теперь коротенько пробежимся по видео, ибо всё очевидно в общем-то - стоит только слова соединить с картинкой на экране и помнить об аллюзии. События вроде как развиваются, как история в истории. Сначала посреди тихой и прекрасной ночи и признания в любви молодой человек превращается в оборотня и бежит за орущей невестой. Что дальше произошло с девушкой - история умалчивает, ибо зрителя переносят в кинозал, где эту ПРЕДИСТОРИЮ смотрят... те же молодые люди, только по-другому одетые. Девушка, испугавшись того, что происходит на экране, выбегает из кинотеатра. Молодой человек, которому смотреть было скорее смешно, чем страшно, выбегает за ней и по дороге домой рассказывает историю. Сначала кажется, что это обычная страшилка и парень пытается попугать ещё девушку, чтобы найти повод её обнять ... Девушка всё понимает и не против таких ухаживаний парня и, разумеется, ей не страшно - она чувствует себя с этим парнем в безопасности. Вроде бы идиллия и полное взаимопонимание. Таким образом поётся три куплета.

Однако на словах I'll make you see / Я тебе покажу всё становится не смешно, а скорее страшно. Молодые люди проходят мимо кладбища, откуда начинают выползать зомби... Эти зомби добираются до молодых людей, окружают их и тут... НАСТУПАЕТ МОМЕНТ ИСТИНЫ. Парень показывается девушке совсем в другом обличии, превращаясь в одного из зомби и танцуя с ними. Оказывается он сам тот самый, от кого он собирался её защитить. Кстати, это место превращения - любимое у Майкла по его личному признанию (05:35).

Страшилки, которые рассказывал парень, чтобы попугать, оказываются РЕАЛЬНОСТЬЮ. Он танцует вместе с зомби. Всё по-честному: он обещал показать - он показывает. Зомби, окружавшие молодых людей до этого, будто загипнотизированные парнем начинают повторять за ним движения танца. ТАНЦЕМ парень уводит их в противоположную от девушки сторону.

Позднее - для тех, кто не понял, Майкл вернётся к этому эпизоду в другом своём фильме. Со словами "Знакомьтесь - моя семья" он возвращает зрителя в Триллер, только в гораздо более резких и открытых выражениях:



Причем данная фигура в танце появляется на словах:

Hell all up in Hollywood / Весь ад поднялся в Голливуд
Sayin' that you got it good / Говоря, что то, что вы приняли - это хорошо
Creepin' from a dusty hole / Из пыльной дыры выползают
Tales of what somebody told / Небылицы, которые кто-то рассказал.

Эту фигуру повторяют все танцоры кроме самого Майкла. Но это я малость забежала вперёд. Просто у Майкла всё настолько взаимосвязано, что начиная разбирать одно, невозможно не затронуть ещё что-то, особенно, если присутствует такая прямая и очевидная связь. Думаю, он неслучайно ПОСТОЯННО давал какие-то собственные пояснения к своим НЕПОНЯТЫМ в обществе работам. В This is it на Триллере Майкл выходит из огромного ПАУКА. Многовато символики (причем вполне определённой) для НЕОСВЕДОМЛЁННОГО человека и для того, чтобы это было случайным совпадением - да ещё в подобном контексте - не находите?

Но вернёмся к нашей истории. Майкл, потанцевав с зомби, преображается ОБРАТНО в свой нормальный вид и поёт припев (в видео опущен второй припев и бридж - в видео Майкл поёт только первый и третий припевы в качестве завершения песни, причем третий припев поёт ДВАЖДЫ):

CHORUS - 1

'Cause this is thriller, thriller night
And no one's gonna save you
From the beast about strike

You know it's thriller, thriller night
You're fighting for your life inside a killer,
Thriller tonight

ПРИПЕВ - 1

Потому что это триллер, ночь триллера
И никто не собирается спасать тебя
От ЗВЕРЯ, готового к атаке

Ты знаешь, что это триллер, ночь триллера
Ты борешься за свою жизнь внутри убийцы,
Сейчас ночь триллера

CHORUS - 3

That this is thriller, thriller night (X2)
Girl,
I can thrill you more
than any ghost would dare to try

You know it's thriller, thriller night
So let me hold you tight
And share a killer, dealer, chiller
Thriller here tonight

CHORUS - 3

Это триллер - ночь триллера (X2)
Девочка, я могу привести тебя в трепет больше,
Чем любое привидение, которое осмелится попытаться

Ты знаешь, что это триллер, ночь триллера
Так позволь мне обнять тебя крепко
И разделить с тобой убийцу, торговца и мошенника

Сейчас ночь триллера

Заканчивается видео интересно - девушка, уже готовая умереть от страха и наоравшись в волю зажмуривается, а когда открывает глаза зомби пропадают, она оказывается в чистой и светлой комнате, а парень, протягивая ей руку, спрашивает, улыбаясь: "В чем проблема?"... Девушка улыбается, берёт его за руку и они уходят.

Всё произошедшее до этого кажется ночным кошмаром или игрой воображения напуганной фильмом девушки.

Всё бы так и было, если бы не одно "но" - напоследок парень оборачивается с улыбкой и его глаза превращаются в горящие, жёлтые глаза зверя.

На мой взгляд здесь нет никакого открытого финала - всё предельно четко и ясно.  Он обещал защитить и спасти - он обещание выполнил. Ведь защитить от определённого рода вещей может только тот, кто:

1) РАВЕН или превосходит по силе;

2) ОСВЕДОМЛЁН, а кто может быть лучше осведомлённым, чем тот, кто находится внутри?.. Подобные приёмы используются часто, поскольку это логично и подсказано самой природой. Вирус для того, чтобы повредить какой-то организм, должен сначала туда проникнуть.

Или ещё один образный пример из другого фильма: в Матрице Нео для того, чтобы обрести силу и победить агента Смита необходимо сначала войти в этого агента (т.е. стать им), а в финале, чтобы спасти людей и остановить войну - подключиться к самой материнской плате, т.е. слиться с "архитектором".

Триллер имеет вполне внятное предисловие, как представление - там главный герой показан ОБОРОТНЕМ. Есть сама история - там, где парень обещает защитить и спасти девушку и СПАСАЕТ её доступными ему средствами. И есть ОКОНЧАНИЕ, которое объясняет всё, что не было объяснено в фильме. Так что в принципе в Триллере всё вполне внятно, просто и логично.

А вот насколько реально - решать зрителю. Есть ощущение того, что для Майкла всё было вполне серьёзно и реально в этой песне. Не зря эта песня звучала на каждом его концерте. И не зря он снова вернулся к тем же образам, проработав их на более глубоком уровне, в своём программном Ghosts.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Продолжение здесь

Избранные записи из этого журнала

Разделы

Разработано LiveJournal.com